Главная О лицее

О лицее

В последнее время мы всё чаще слышим такие названия учебных заведений, как лицей, гимназия, колледж. Что это? Дань моде? Или попытка что-то    изменить в школе? Есть ли какие-то различия во всех этих названиях? Если обратиться к Толковым словарям, то там можно прочесть практически одинаковое толкование: и лицей, и гимназия, и колледж — это «среднее учебное заведение в России».

Конечно, в жизни эти названия наполняются определённым содержанием, и каждое из них имеет исторические корни.

Цель данного сообщения — дать историческую справку, связанную с понятием «лицей».
Откуда же пошло это название?
В Др. Афинах существовали три гимназии. Одну из них основал древнегреческий философ Аристотель. А поскольку она располагалась за городом в садах близ храма Аполлона Ликейского, её назвали «ликей» (или «лицей» по другой транскрипции).
Лицей Аристотеля отличался тем, что учитель общался со своими учениками в неформальной обстановке, беседовал с ними на природе, в зелёных тенистых рощах. Через эту школу прошло множество учеников, в том числе будущих учёных и государственных деятелей Др.Греции.
В России история лицеев начинается с XIX века, в этот период это были высшие учебные заведения. Наибольшую известность получил Царскосельский, позднее Императорский Александрийский Лицей, открытый 19 октября 1811г. по указу императора Александра I и по проекту всесильного тогда министра М.М.Сперанского. Это было закрытое высшее учебное заведение, целью которого было «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям государственной службы».
При открытии Лицея преподаватель нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын прочитал наставления воспитанникам, которые звучали так: «Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина…Любовь к славе и Отечеству должны быть высшими руководителями… Исполните лестную надежду, на вас возлагаемую, и время вашего воспитания не будет потеряно…»
Многие преподаватели Лицея, возлагая надежду на своих учеников, делали всё, чтобы время их воспитания не было потеряно зря. Воспитанники это чувствовали и ценили. О том же А.П.Куницыне позже А.С.Пушкин напишет такие строки:


Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень.
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада зажжена!

Цели и задачи, которые ставят преподаватели Лицея теперь уже в далёком XIX веке, актуальны и в наши дни. Воспитание гражданской позиции, патриотизма, привитие умений и навыков, необходимых для дальнейшей практической деятельности, — это цели и задачи и современной школы. Наверное, для нас тоже важно, чтобы наши ученики смогли для себя осознать, что именно в школе, в лицее «заложен краеугольный камень», «зажжена чистая лампада»…

Каковы же были особенности обучения и воспитания в Лицее? Задуман он был как преемник мудрой древней школы и приравнивался по значению своему к российским уни-верситетам. Это было первое из закрытых учебных заведений в России, где не применя-лись телесные наказания.
Курсов было установлено два — начальный и основной (каждый по три года). Принимались в Лицей юноши, «отличнейшие воспитанники дворянского происхождения, от 10 до 12 лет». Окончившим Лицей давалось право, смотря по успехам, на чины от XIV до IX класса, а поступающие в военную службу были уравнены с воспитанниками Пажеского корпуса.

Лицеисты проводили в учебном заведении шесть долгих лет. Соблюдая достаточно строгий режим: подъём в 6 часов утра, отбой в 22 часа 30 мин., обязательными были 8 ча-сов занятий в классах. Они не имели права отлучаться даже во время каникул. Но в преде-лах городка, после занятий и муштры, лицеисты были свободны, так, как человек бывает свободен только в беззаботной юности. Великолепие архитектуры всевозможных стилей — от барокко до классицизма, красота мостов, каналов, прудов Екатерининского и Александ-ровского парков, все их укромные уголки, — всё это было в распоряжении лицеистов, в их безраздельном духовном владении.

Программа обучения состояла из предметов «приличных важным частям государственной службы и необходимо нужных для благовоспитанного юноши». Интересен перечень этих предметов. В 1895 г. на младшем, начальном курсе изучались: Закон Божий, языки — русский, латинский, французский, немецкий и английский, логика, история, география, математика, физика и космография; на старшем, основном курсе — русская словесность, языки — французский, немецкий и английский, история, история западной литературы, история церкви, энциклопедия права, права — церковное, государственное, гражданское, уголовное, полицейское, финансовое и международное, статистика, политическая экономия, государственное устройство восточных держав и история философии.

Программа преподавания в Лицее много раз менялась в соответствии с очередной сменой ведомства, которому он подчинялся. До 1822 года Лицей находился в ведении министерства народного просвещения. Следующий 21 год — в управлении военно-учебных заведений, подчиненный сначала цесаревичу Константину Павловичу, затем цесаревичу Михаилу Павловичу. С 1843 года Лицей состоял в ведомстве канцелярии по учреждениям императрицы Марии. В 1844 году Лицей переименовали в Императорский Александровский и перевели из Царского Села в Санкт-Петербург, где он действовал до 1918 года.
Основным принципом обучения в Лицее, особенно в первые годы, являлось сочетание литературного образования с научным, причём первое предшествовало второму. В отчёте о первом годе обучения на конференции Лицея говорится, что ученикам «каждая истина предлагалась так, чтобы возбудить самостоятельность ума и жажду познания… а всё пышное, высокопарное, школьное совершенно удаляемо было от их понимания и слуха…» Подобная свобода, культивируемая педагогическим коллективом, развивала в юношах чувство человеческого достоинства и стремление к самообразованию. Наверное, именно потому многие выпускники этого учебного заведения прославились на разных поприщах. Самый известный их них — великий поэт А.С.Пушкин, принятый в Лицей с первым набором, прославивший своим творчеством в веках свою alma mater.

Лицеисты создавали литературные кружки и, чтобы опубликовать свои произведения, выпускали рукописные журналы: «Лицейский мудрец», «Пловец», «Сверчок» и др.

Выйдя из стен лицея, выпускники не забывали его. Они регулярно собирались вместе, писали воспоминания о родном учебном заведении, создавали и выпускали к юбилейным датам «Памятные книжки».
К столетнему юбилею Лицея его окончили 1818 воспитанников (67 выпусков). Всего же состоялось 74 выпуска (около 2000 чиновников разных классов и офицеров).

По-разному складывалась судьба выпускников, но все они, вслед за Пушкиным, могли воскликнуть: «Друзья, прекрасен наш союз!..»

Зарецкая О. В., зав.библиотекой
МОУ №   Лицей №   41 г. Владивостока
Выступление на педсовете с сообщением «Лицей. Страницы истории…»

ТХЭКВОНДО

Контакты
  • Адрес: 690016 г. Владивосток ул. Борисенко, 22
  • Тел: 263-63-30
*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.